Как превратить туркестан в культурно-духовный центр тюркского мира?

Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2018 года № 762 в связи с переносом административного центра области из города Шымкент в город Туркестан была поставлена задача по разработке генерального плана Туркестана как культурно-духовного центра тюркского мира. Задача из ряда неординарных и ответственнейших, поскольку город поручалось рассматривать не просто и не столько как административный центр рядового региона Казахстана, но как город, на которого возлагалась историческая миссия выполнения функции культурно-духовного центра тюркского мира(!). Чтобы не превратиться в бездумных проектировщиков, готовых выполнить любое поручение, необходимо было, в первую очередь, вникнуть в проблему, разобраться в том насколько корректна и выполнима поставленная задача, выяснить какими реальными условиями, историко-культурным потенциалом и объективными возможностями располагает город для выполнения столь высокой миссии. Были рассмотрены и проанализированы все аргументы ЗА и ПРОТИВ.
ОСМЫСЛЕНИЕ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАННОСТИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
К важнейшим факторам и предпосылкам следует отнести географическое местоположение города и этно-культурную историю региона. Город Туркестан — один из самых древних городов Казахстана с многовековой историей, расположен на древнем караванном маршруте Великого шелкового пути, служившим в прошлом важнейшей магистралью торговых и экономических связей стран Азии и Европы.В 21 веке, с бурным развитием процессов глоболизации и начно-технического прогресса, вновь начинает возрастать роль и значение Великого шелкового пути в развитии не только торговых и экономических связей, но и в налаживании тесных культурных, туристических, научных и дипломатических отношении между странами Востока и Запада. Возобновление Великого шелкового пути ведется в новом технологическом и техническом воплощении: строятся ультрасовременные скоростные автомобильные магистрали и ж/д линии.Уникальное географическое положение Казахстана, в том числе города Туркестана, позволяют извлечь существенные выгоды из программы создания «Экономического пояса Шелкового пути», поскольку значительная часть торговых потоков и грузов между Европой и Азией по автомобильному и железнодорожным магистралям Западная Европа-Западный Китай проходят по территории Казахстана через Туркестан. Не маловажное значение имеет и то, что город расположен на транспортной железнодорожной и автомобильной магистралях через, которые проходят торговые и экономические связи стран Средней Азии с промышленными районами Урала и Сибири Российской федерации.
Таким образом, из анализа географического места расположения города можно сделать вывод, что при разработке генерального плана развития города Туркестана, правильным будет рассматривать его не просто как рядовой административный центр одного из регионов республики, но как город, имеющий международное значение, у которого есть все необходимые градообразующие предпосылки и возможности для превращения в будущем в один из важнейших транспортно-логистических узлов Евразийского континента.
ТУРКЕСТАН И ТЮРКСКИЙ ЭТНОГЕНЕЗ
Для того, чтобы удостовериться в правомерности другого тезисного утверждения, что город следует проектировать как культурно-духовный центр тюркского мира, были рассмотрены и проанализированы материалы его исторического прошлого.
Как показывают материалы археологических исследований Туркестанский оазис осваивался кочевыми, полукочевыми и оседлыми племенами на протяжении многих тысячелетий и был в свое время центром орошаемого земледелия, ремесла и торговли. На территории Туркестана в 8-2 в. до н.э. обитали сакские племена. Материальных следов городской культуры тех времен не сохранилось. В 1 в. до н.э.-4 в.н.э.здесь основались кангюйские племена.К Кангюйскому периоду относится возникновение Ясы (городище Культобе) -будущего Туркестана. Сохранившихся архитектурных и градостроительных памятников того времени нет, но есть, представляющие интерес для археологов земляные холмы на месте городища, а также единственная информация в китайских источниках, что народ Кангюя жил внутри глиняных стен. В пятом веке, в эпоху раннего средневековья, в результате массового вторжения кочевников эфталитов, произошло крушение Кангюского государства и образование нового мощного государства Эфталитов. В 6-7 вв. эфталиты вошли в состав Тюркского каганата и слились с тюрками.
Раз перед разработчиками генерального плана поставлена задача превратить город Туркестан в культурный и духовный центр тюркского мира, то, вероятно, правильным будет четко определиться с историей и духовно-культурным наследием этого этноса. Первое известное упоминание этнонима тюрк встречается в европейских хрониках 6 века. Византийские историки Менандр и Феофан сообщают, что в своем письме Бага-Ышбар хан китайскому императору величает себя «великим ханом тюрков». Происходит термин тюрк от слова «торук», что в переводе с большинства тюркских языков означает «крепкий», «устойчивый». Первоначально тюркский этногенез начал формироваться и распространяться с обширных областей Внутренней Азии и Южной Сибири, затем ареал расселения тюркских народов значительно расширился. Известный тюрколог Д.Г.Савинов считает, что «формирование древнетюркского культурного комплекса берет свое начало в хуннских и скифских исторических пластах, а затем, модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения , вошедших в состав Тюркского каганата.» В научных кругах считается, что предками тюркских родов Центральной Азии были хунны, воинственные кочевники, основатели Великой кочевой империи,занимавшей значительную часть территории Евразийского континента. Тюркизация населения Средней Азии,а именно Семиречья , началось в первой половине 1 тысячелетия н.э. На территории Среднеазиатского междуречья в раннем средневековье сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население. С 6 века н.э. область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стало именоваться Туркестаном. В средневековой арабской литературе сообщается, что древние тюрки были жителями как степей , так и городов и крепостей, занимались орошаемым земледелием, хлебопашеством, скотоводством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В середине 6 века потомки хуннов создали в Центральной Азии Тюркский каганат и стали называть себя «небесными тюрками». Основателем Тюркского каганата , получившего название «Великий», был «иль-хан» (великий хан) Бумын,сумевшим объединить тюркоязычные племена Алтая, Южной Сибири, центральной и Средней Азии. Тюркские племена стали хозяевами обширных евразийских степей. Восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма. В 603 году Тюркский каганат распался на Восточный и Западный каганат. Позднее часть тюркских племен Западного каганата ушла дальше на запад и основала там свои каганаты: Кимакский (8-10 вв.), Хазарский (650-9645гг.) . В состав центральной части Западного каганата вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Ставка правителя Западного каганата находилась в Мине-Булаге, расположенного недалеко от г.Туркестана. В 8 веке вследствие феодальных междоусобиц и борьбы за власть Западно-тюркский каганат как государство распалось.На территории Западно-тюркского каганата возник Тюргешский каганат, который распался под ударами китайских войск в конце 8 века. Современные тюркоязычные народы проживают на территориях разных государств -от Центральной Азии (включая Китай) Восточной и Юго-Восточной Европы. Начавшиеся процессы глобализации и экономической интеграции привели к расселению тюрок и в других частях света-Америке и Западной Европе
СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТУРКЕСТАНА И ЕГО ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
Последними археологическими исследованиями установлено, что город Туркестан (древнее поселение Ясы) был основан в 1 в.до н.э. на месте городища Культобе.
В ранне средневековый период (6-14вв.) Ясы функционировал и продолжал формироваться как городское поселение на месте городища Культобе. До начала 13 века Туркестанский оазис и его населенные пункты пережили следующие исторические события:вхождение в Караханидское государство (10-12в.), вассальную зависимость от сельджуков, затем каракитаев (начало 12 в.), вхождение в в государство хорезмшахов (конец 12-начало 13 в.). В 13в. Ясы представлял собой значительный город с цитаделью , шахристаном и рабадом. Особую известность Ясы приобрел в начале 12 в., когда здесь поселился суфийский проповедник и поэт-мистик Ходжа Ахмед Ясауи. Над могилой Ходжи Ахмеда (1167г.) был построен небольшой мазар. Недалеко от могилы суфийского проповедника поселились его последователи, образовав селение суфиев. Погребение Ходжа Ахмеда стало считаться святым и популярным для массового посещения паломниками и местными жителями. После монгольского завоевания Средней Азии (1219г.) Туркестанский оазис вошел в состав улуса Шагатая. В начале 14 в. Ясы, как и другие города нижнего и среднего течения Сырдарьи попали под владения Ак-Ординских ханов, которые проводили политику покровительства городам и содействия развитию торговли, ремесел и земледелия. Междоусобные войны чингизидов, а также борьба правителей АК-Орды с шагатаидами стал причиной постепенного запустения городов. В первой четверти 14 в. цитадель Ясы была разрушена , территория ее стала использоваться как кладбище. В 70-е годы 14в. Туркестанский оазис и Ясы вошли во владения Амира Тимура. В 1388 году Ясы был разграблен войсками Тохтамыша, сыном одного из джучидов. Разграблению подвергся и мазар Ахмеда Ясауи. Разгромив Тохтамыша, эмир Тимур на кладбище Ясы построил величественное здание ханаки Ходжа Ахмеда Ясауи, использовав для этого часть захваченной военной добычи. Культ святого суфия Ходжи Ахмета с возведением ханаки придало Ясы необычайную популярность, что привело к массовому переселению сюда жителей окрестных поселений, Если до конца 14 века Ясы имел репутацию города со святым местом, то теперь он превратился религиозный центр Южного Казахстана, стал местом духовного притяжения мусульман огромного Присырдарьинского региона. Новые жители Ясы облюбовали себе для проживания место северо-западнее раннесредневекового Ясы (Культобе), недалеко от мечети-мавзолея Ходжа Ахмета Ясауи. В 15-16 веках новый Ясы-будущий город Туркестан, бурно растет и интенсивно застраивается, превращаясь в духовный, торговый и административный центр края. Формирование города Ясы шло по традиционной трехчастной структуре центральноазиатских городов:цитадель, шахристан и рабад. Во времена монголов существовал строгий запрет на строительство фортификационных сооружений в городах. Со снятием Амиром Тимуром этого запрета Ясы в 15 веке превратился в крепость с мощными стенами и башнями и глубоким рвом вокруг стен. Изменение в конце 15 века направлений основных торговых путей, проходящих через Сырдарьинский регион, способствовал превращению Ясы в главный торгово-экономический центр юга Казахстана. В 16 веке, начиная с 70-х годов, за город Ясы вели борьбу казахские ханы, ташкентские и бухарские правители. В конце 16 века город Ясы переходит во владения казахов. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) город стал столицей Казахского ханства и местом приема иностранных послов, а также местом проведения собраний высшей казахской знати по важнейшим государственным вопросам. С вхождением в состав казахского ханства город стал называться Туркестаном.
Город Туркестан представлял собой крупнейшую жемчужину в ожерелье древних казахстанских городов, протянувшихся от Джунгарских гор через Семиречье и присырдарьинские степи вплоть до Аральского моря. В 17-18 вв. сохраняется традиционное деление города на 4 части, которые именовались по названиям крепостных ворот.В северо-западной части города возводится первая цитадель казахских ханов, огороженная треугольным в плане крепостным сооружением с двумя башнями-воротами. Некрополь возле мечети-мавзолея становится местом погребения казахских ханов, знати и духовной элиты. Здесь были захоронены Есимхан (1628г.), хан Жангир (1652г.), Тауке-хан (1718г.), Болат-хан, Аблай -Хан(1781г.), хан Старшего жуза Жолбарыс (1740г.), ханы Среднего жуза Самеке и Абулмамбет. Джунгарские нашествия и междоусобные войны казахских ханов привели к упадку торговли и экономики края, запустению Туркестана. Но, вместе с тем, Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В начале 19 века земледельческие оазисы и города Южного Казахстана были захвачены Кокандским ханом Алимом. С 1819 по 1864 гг. Туркестан находился в составе Кокандского ханства. Никаких значительных сооружений на территории Туркестана за это время не было построено, если не считать восстановления нескольких участков оборонительных сооружений по следам старых крепостных стен, что было вызвано внутренней борьбой за власть между кокандскими наместниками.
В середине 60-х годов 19 века Россия начала активно вести борьбу с Кокандским ханством с целью присоединения Семиречья и Южного Казахстана в состав своей империи. В 1864 году российскими войсками с боем был взят г.Туркестан. Первое десятилетие после присоединения Туркестан сохранял типичную для среднеазиатских городов планировку. В 70-х годах были разработаны первые генеральные планы развития Туркестана на основе принципов европейского градостроительства. В этих генеральных планах никаких предложений по развитию или реконструкции «старого города» не предусматривалось. Все развитие «нового города» планировалось вести в северном и восточном направлениях на свободных от застройки участках. В 1901-1905 годах, с прокладкой южной ветки железной дороги Оренбург-Ташкент, началось активное строительство пристанционных сооружений и жилых домов на новой территории, расположенной в 4,5 км. к западу от «старого города». По описаниям современников новая часть Туркестана по устройству и облику напоминала застройку провинциальных городов России. Планировочная структура города состояла из шахристана, т.е. «старого города с цитаделью», «нового города» с европейской планировкой и земледельческого пригорода-рабада.
В советский период основой планировочной структуры города до 1970 года являлся собственно город Туркестан и станционный поселок Борисовка, расположенный к западу от города. Строительство в 1934г.Туркестанской горнозаводской железной дороги (ТГЖД), связывающей город с горнорудными предприятиями, размещенными в пос.Ачисай и г.Кентау, способствовало экономическому развитию и росту города Туркестана. В Туркестане возникло ряд крупных промышленных предприятий. В северо-восточной части города образовалась промышленная зона. Туркестан превратился в один из промышленных центров Южного Казахстана. В 60-х годах 20 столетия со строительством с северной стороны города Туркестанского канала Арысь-Туркестанской оросительной системы (АТОС) началось интенсивное возведение жилых микрорайнов, застроенных 4-5 этажными панельными домами. В восточном районе, на стыке «старого» и «нового» города, сформировался административный центр города. Слияние западного (ж/д станция, пос. Борисовка) и восточного районов произошло в начале 70-х годов. Ядром города становится мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи с его охранной зоной и прилегающим к нему общественно-административным центром. В 1950-х и 1970-х были предприняты попытки реализации варварски безграмотных проектов благоустройства территории вблизи мавзолея Ходжа Ахмеда Ясауи.Некрополь вокруг мавзолея был разрушен, снесена часть цитадели, разобраны руины мавзолеев Рабии Султан Бегим, Есим Хана и др. В 1979году при проведении работ по озеленению территории вокруг мавзолея и строительства огромного фонтана был уничтожен представляющий историки-археологическую ценность культурные слои на площади 12 га и глубиной 2,5 м.
С обретением независимости Республики Казахстан начинается новый период в развитии Туркестана. В Казахстане начинает большое значение придаваться вопросам укрепления национальной государственности , возрождения национального самосознания и культуры. В 1993 году в г. Алматы на самите министров культуры шести тюркоязыческих стран было приято решение об основании ТюрКСОИ, Международной организации тюркской культуры, объединяющей тюркоязычные страны для укрепления сотрудничества между тюркскими народами с целью сохранения, развития и передачи будущим поколениям культурных ценностей тюркских народов. С этого момента экономические, культурные и политические связи между странами тюркского мира вышло на новый этап развития. Начало интенсивно развиваться международное сотрудничество также и в сфере науки и образования В начале 1990-х годов в г.Туркестане был открыт Международный Казахско-Турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясауи. В связи со строительством университетского комплекса мощный импульс градостроительного развития получает юго-восточная часть города. В рамках принятой Государственную программы « Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» развернулись работы по восстановлению исторического облика комплекса сооружений мавзолея Ходжа Ахмеда Ясауи как духовной и культурной святыни не только казахского, но и всех тюркских народов. В 2000 году решением ЮНЕСКО город Туркестан отметил свое 1500-летие. В 2003 году ЮНЕСКО признало Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи выдающимся памятником архитектуры мирового значения и включило его в Список Всемирного наследия. В 2010 году был разработан проект охранных зон памятников истории и культуры г.Туркестан, который был утвержден решением маслихата ЮКО в 2011году. Правительством Республики Казахстан был утвержден новый генеральный план развития г.Туркестан, в котором были закреплены зоны охраны памятников истории и культуры, а также режимы их содержания. С реставрацией и восстановлением облика мавзолея Ходжа Ахмеда Ясауи и ряда исторических памятников на его территории, Туркестан превратился в привлекательный туристический центр и в святое для мусульманских паломников из среднеазиатских стран место поклонения могиле великого суфия. Среди мусульман стала популярной поговорка, что два посещения Туркестана приравниваются одному хаджу в Мекку. В 2017 году по инициативе международной организации ТюрКСОИ, объединяющей в себя 6 тюркоязычных стран, город Туркестан был объявлен культурным центром тюркских народов. 19 июня 2018 года принимается решение о переносе областного центра ЮКО из города Шымкент в город Туркестан. В связи с этим был объявлен международный конкурс на разработку концепции нового генерального плана города Туркестан как административного центра Туркестанской области и развития его как культурно-духовного центра тюркского мира. Комиссия по рассмотрению и оценке материалов открытого международного конкурса первое место присудило работе творческого коллектива, возглавляемого архитектором Жунусовым С.Е. Положительное заключение градостроительной экспертизы проекта генерального плана города Туркестан, выполненного в соответствии с основными положениями утвержденной концепции, было получено 8 ноября 2019 года.
Из проведенного анализа истории развития города Туркестан и эволюции его градостроительной структуры можно сделать следующие выводы: -Туркестан-город, расположенный в центре ареала расселения тюркских племен,обитавших в прошлом на огромной территории от Китая до Черного моря и бышего в свое время ставкой(Мине-Булаг) правителя Западно- Тюрского каганата , имеет для тюрских этносов огромное значение как место становления и развития тюркской историко-культурной самобытности; — город Туркестан -город в котором расположены архитектурные сооружения, являющиеся не только выдающимися памятниками истории и культуры всемирного значения, но и духовными святынями для тюркских народов и мусульман стран Центральной Азии; -Туркестан-единственный город в Казахстане, где в планировочной структуре города наряду с прямоугольной усадебной застройкой кварталов, характерной для русского градостроительства конца 19 века и приемов квартальной и микрорайонной застройки территории города, распространенной в 20 веке в практике советского градостроительств, хорошо сохранилась радиально-кольцевая планировка среднеазиатского средневекого города.Последняя, являясь своеобразным генетическим кодом города, представляет собой особую историко- культурную и градостроительную ценность. Поэтому Туркестан еще в советское время (1986г.) был отнесен к категории исторических городов с ценной исторической и рядовой фоновой застройкой.
-Туркестан обладает всеми необходимыми данными, чтобы рассматриваться как город, способный стать духовным и культурным центром тюркского мира.
КАК ПРЕВРАТИТЬ ТУРКЕСТАН В ДУХОВНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ТЮРКСКОГО МИРА?
Определимся вначале с теми, сформулированными в выданном задании требованиями и условиями , которым должна соответствовать планировочная структура будущего Туркестана. Во-первых, город необходимо спроектировать на уровне международных требований, предъявляемых к городам, претендующим на звание духовного и культурного центра тюркского мира. Во-вторых, планировочная структура должна соответствовать требованиям, обеспечивающим функционирования города как современного административно-делового центра Туркестанской области.
Естественно, что эти два вопросы в проекте решались комплексно и в тесной взаимоувязке друг с другом. Но тематика нашей статьи сфокусирована на вопросах, связанных с превращением города в духовный и культурный центр тюркского мира. Поэтому постараемся не отклоняться от заданной темы.
Осмысление поставленной задачи позволяет сделать вывод, что решение проблемы лежит с одной стороны в сохранении и умелом использовании того ценного историко-культурного и градостроительного наследия, которым располагает город, а с другой -в развитии инженерной и социальной инфраструктуры города в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к городам-центрам мирового туризма.
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК ЗАДАЧАПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ .
Любой город, претендующий на высокое звание духовного и культурного центра международного уровня должен в первую очередь располагать развитой сетью транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям .
В проекте с целью создания туристам и паломникам логистических удобств и благоприятных условий для посещения Туркестана, в десяти километрах к востоку от города предусмотрено строительство нового комфортабельного аэропорта современной архитектуры. Западнее существующего ж/д вокзала запланировано строительство нового ж/д вокзала повышенной вместимости и комфорта. Для создания привлекательности и удобств туристам и гостям города в проекте предусматривается формирование, соответствующей международным стандартам развитой сети гостиниц, туристических сервисных объектов досуга, общественного питания и развлечении.
РЕВАЛОРИЗАЦИЯ И РЕНОВАЦИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА
Анализ градостроительной ситуации позволяет разделить территорию города на две крупные зоны: 1.зону строительства новой части города на участках, свободных от сложившейся застройки, удобных для формирования административного центра области и возведения жилых массивов и комплексов сооружений общественного назначения; 2. зону реконструкции старой части города со сложившейся исторической застройкой.
Территория формирования нового административного центра (первая зона) размещена с восточной стороны старого города. Планировочное решение этой зоны произведено в полном соответствии с нуждами и потребностями обеспечения функционирования города как административного центра Туркестанской области. При этом проектировщиками генплана, наряду с принципами и приемами современного градостроительного искусства, использовались и приемы традиционного среднеазиатского градостроительного искусства, наиболее адаптированных к природно- климатическим особенностям региона.
Территория не располагает историко-культурными материальными ценностями, позволяющими использовать их для градостроительного формирования города как духовного и культурного центра тюркского мира, поэтому эта зона не является предметом нашего рассмотрения.

В градостроительной науке принято выделять города, богатые памятниками истории и культуры в отдельную категорию т. н. «исторических городов». При разработке генеральных планов исторических городов приходится принимать во внимание, что в таких городах к государственной охране подлежат не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и все базовые градоформирующие составляющие городской среды: исторически сложившаяся фоновая застройка, планировочная структура и уличная сеть, природный ландшафт, культурный слой, композиционные особенности городской среды.

Целью предпроектных исследований было определение типологических зон исторической среды старой части города, выявление способов регенерации того или иного участка городской среды, представляющих культурную и историческую ценность .
Сложившуюся застройку старой части города можно условно разделить на следующие зоны по степени их историко-культурной ценности:
Зона территории средневекого города Туркестан (Ески Туркестан) на которой расположен мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи-памятник Всемирного значения с комплексом представляющих большую историко-культурную ценность археологических, фортификационных и архитектурных памятников средневековья. В настоящее время эта территория является территорией государственного музея -заповедника Азрет Султан. Территория музея- заповедника вместе с его охранной зоной занимает площадь равную 88. 7 га. В генеральном плане каких-либо градостроительных предложений по регенерации и развитию территории этой зоны не предлагается, так как она подконтрольна ЮНЕСКО и все градостроительные мероприятия проводятся по рекомендациям и предложениям экспертов и специалистов этой организации. Но, вместе с тем, Мавзолей Ходжа Ахмета Ясауи играет огромную градоформирующую роль в развитии планировочной структуры города. Она является грандиозной архитектурной доминантой, величественно возвышающейся над массивом, окружающей ее одноэтажной застройки, . Все проектные решения по градостроительной организации территории старой части города должны строго соответствовать требованиям и положениям «Руководства ЮНЕСКО по выполнению Конвенции об охране и обеспечению визуального обзора памятника архитектуры Всемирного наследия» (2015г.). Эти требования устанавливают ограничения по высотности окружающей застройки и обеспечению нормального визуального восприятия мавзолея с основных точек, осей и зон обзора. В генеральном плане в полном соответствии с рекомендациями экспертов Международного Института Центральноазиатских исследований (IICS) были разработаны планировочные решения, обеспечивающие хорошие условия восприятие мавзолея с 12 основных «Осей обзора», а также с зон защиты визуального доступа, раскрывающих вид на мавзолей с основных подъездных дорог и панорамных точек восприятия мавзолея. Для обеспечения визуального обзора Мавзолея Ходжа Ахмета Ясауи, в зоне его защиты был произведен снос значительного объема ветхих жилых одноэтажных домов советского периода строительства. В связи с предлагаемым строительством в зоне регулирования застройки новых зданий, эксперты Комитета всемирного наследия были приглашены для оценки их воздействие на наследие. Экспертами дана положительная оценка нового строительства и дано согласование на их строительство. В настоящее время в соответствии с проектом, рассмотренном на 43-ей сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (2019г.) ведутся реставрационные работы по замене плиток на куполах и гидроизоляции крыш мавзолея.
(В рамках разработки генерального плана нами было изучено состояние мавзолея и особенности его архитектурно-конструктивного решения. Интерес вызвало устройство купола. Древние мастера нашли оригинальное решение, перекрыв мавзолей двойным куполом. Нижний, ганчевый свод, крепится (практически повешен) к верхнему, кирпичному, системой сложных деревянных связей. Связи выполнены из не поддающегося гниению породы дерева -арчи (можжевельник туркестанский). Древними мастерами была продумана не только система крепления, но и система винтеляционных продухов между куполами не допускающих образования конденсата на нижней поверхности верхнего купола и выпадания ее на нижний, ганчевый. Благодаря этой системе ганчевый свод оставался сухим и хорошо сохранился в течение 6 веков. Осмотр межкупольного пространства показал, что после предыдущих реставрационных работ ганчевый свод потемнел от периодического насыщения водой и покрылся в некоторых местах желтым налетом. По всей вероятности, в зимний период, вследствие разности температур воздуха и поверхности купола, а также нарушения системы естественной вентиляции межкупольного пространства начался процесс образования конденсата. Со временем, ганчевый свод может настолько насытиться водой и набрать вес, что деревянная система связей не выдержит и ганчевый свод рухнет вниз. Хотели бы обратить на это внимание реставраторов.)
Проектом «Зоны охраны памятников истории и культуры Туркестана», разработанным в 2010г., к категории территорий, представляющих историко-культурную ценность отнесены:
А)-территория,примыкающая с северо-восточной стороны средневекового города с характерной регулярной прямоугольной квартальной застройкой, присущей для градостроительства русских провинциальных городов конца 19 века. Площадь охранной зоны этой застройки- 20га.
Б)-территория с регулярной планировкой, расположенная в привокзальном районе с комплексом объектов железнодорожной станции, построенных в начале 20 века. Площадь территории -49 га.
Анализ застройки этих территории позволяет сделать вывод, что они представляют историческую ценность местного значения, отражающую малозначительный этап в градостроительном развитии города в период его присоединения к Российской империи. Использование этой застройки для формирования города как духовного и культурного центра Тюркского мира вряд ли представляется возможным. В проекте генерального плана предлагается провести реновацию застройки этих территории, сохранив их историческую планировочную структуру, а также произведя ревитализацию отдельных объектов, представляющих историко-градостроительную ценность. Под реновацией мы понимаем комплексную реконструкцию малоценной исторической застройки в соответствии с современными функциональными требованиями и требованиями сохранения этажности и местного архитектурного колорита.Под ревитализацией — повышение функциональных и эстетических качеств отдельных объектов путем восстановления утерянных ими историко-архитектурных элементов.
Особого внимания и отношения заслуживают районы с сохранившимися фрагментами средневековой застройки. Для зарубежных туристов и паломников особый интерес представляют древние города, сохранившие не только ценные памятники архитектуры, но и рядовую, фоновую застройку, передающую характерный исторический колорит и своеобразие городской среды. Вдоль восточной стороны музея-заповедника «Азрет Султан» сохранился район с мелкой сеткой кварталов (махаля) с криволинейными узкими улочками, обнесенными глинобитными дувалами и застроенных жилыми домами из саманного кирпича в традиционном для среднеазиатского средневековья архитектурном стиле. Данная архитектурная среда является своеобразным градостроительным генотипом, ассоциирующимся со средой обитания в прошлом тюрских народов, их культурной ценностью. Поэтому Генеральным планом предлагается провести ревалоризацию застройки этих кварталов. Под револаризацией понимается воссоздание архитектурного колорита исторической среды на современном техническом уровне функционирования и обеспечения бытового комфорта. Как это можно осуществить, избежав риска превращения благого намерения в традиционную профанацию? В первую очередь, вероятно, необходимо выделить в этом районе кварталы (махаля), различной степени историко-культурной ценности. Локализованные участки застройки выставить на открытый конкурс для разработки проектов застройки с привлечением таких опытных зодчих как Бахытжан Ащирбаев, Булатбек Байжанов, Нурбек Аужанов и ряда других, в том числе молодых, креативных архитекторов. В идеале при реализации проектных решений в районе будет восстановлена историческая городская среда, характерная для средневековых тюркских городов. При этом необходимо учитывать, что Туркестан обладает всеми ресурсными и техническими возможностями (водопровод, канализация, свет, газ) для того, чтобы на основе современных достижении создать для населения высокий уровень комфортного проживания . Материалом для возведения дувалов и домов предлагается использовать пахсу и саман. Использование современных технологии при строительстве сооружений и домов из этих материалов, как показывает практика, последние по качеству, прочности и сейсмоустойчивости ничем не уступают панельным домам, а по себестоимости будут в несколько раз дешевле. В результате в Туркестане в непосредственной близости от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясауи появится средневековый жилой район с кварталами-махаля, имеющими архитектурный облик древних тюркских городов. Средневековый вид застройке придадут глухие глинобитные стены дувалов, обрамляющие узкие улицы и хорошо защищающие прохожих от жары. Застройка махаля будет вестись одно-двухэтажными жилыми домами с айванами и окнами, выходящими во внутренний, богато озелененный открытый двор. Внутреннее пространство двора жилых домов, засаженное плодовыми деревьями: абрикосами, персиками, сливами и грушами; обустроенное беседкой-суфой для чаепития, обвитое лозами со свисающими вниз гроздьями винограда; оборудованное прудиком-хаусом под раскидистой чинарой и тандыром для выпечки лепешек на контрасте с обликом узких улиц, огороженных глухими глинянными стенами дувалов будет восприниматься как маленький райский оазис, Жилые дома в махаля выгодно строить с гостиничными комнатами-номерами, рассчитанными для проживания туристов и паломников. Это будет выгодно жильцам и удобно для туристов и паломников. Поскольку место временного проживания последних будет недалеко от посещаемых ими сакральных мест и исторических памятников. Территории махаля будут иметь весь комплекс присущих средневековому городу небольших общественных зданий и сооружений: ремесленных мастерских, квартальных мечетей, уютных чайхана, базарчиков и лавочек, торгующих фруктами, подделками ремесленников и сувенирами.
К крупным объектами, предполагаемым для строительства в зоне регулируемой застройки памятника Всемирного наследия следует подходить очень ответственно и осторожно. Необходимо учитывать, что включение в историческую среду крупных объектов с «новаторской» архитектурой входит в диссонанс и разрушает своеобразие облика исторической застройки. Архитектурный облик новых зданий и сооружений не должен быть вызывающе агрессивным по отношению к облику сложившейся исторической застройки, но быть органичным и гармоничным с ней. Для людей, не занимающихся архитектурой, можно пояснить, что на уровне проекта генерального плана вопросы, связанные с формированием архитектурного облика конкретного здания, не решаются. В проектах планировки указывается только функциональное характеристики и место размещения объекта. Чтобы не допустить нарушения исторического облика сложившейся застройки и сохранения ее силуэтных и композиционных характеристик, вводятся ограничения по допустимой высоте сооружений, а также условно обозначается возможная их планировочная конфигурация и объемно-планировочные параметры. Вопросы формирования архитектурного облика сооружения должны решаться на уровне конкретных проектных разработок, прошедших конкурсный отбор и здесь большая ответственность возлагается на Архитектурный совет города, рассматривающего и отбирающего, представленные на конкурс проекты.
Рассмотрим сказанное на конкретном примере. НИПИ Астанагенпланом был разработан ПДП территории Туркестанского духовно-культурного центра, расположенного за границей буферной зоны. Проектом в непосредственной близости от границ охранной зоны мавзолея предлагается построить амфитеатр для зрелищных представлений. В проектном предложении четко сформулировано, что амфитеатр рассчитан не для увеселительных концертов, но для показа фильмов, имеющих большой историко-познавательный, патриотический и духовно-воспитательный заряд. В амфитеатре, на круговом светодиодном экране, оборудованном звуковой и проекционной аппаратурой на уровне самых последних технических достижений, будут демонстрироваться грандиозные светозвуковые панорамы древнего Туркестана, вестись показ научных и художественных фильмов об исторических событиях из жизни тюркских народов, об их культуре и искусстве, об их традициях и обычаях. Таким образом, на уровне ПДП была четко определена функция сооружения, его физические и объемно-планировочные параметры. В частности, учитывая близость объекта к границам охранной зоны памятника Всемирного наследия, в проекте установлена допустимая высота сооружения, которая должна быть не выше 12 метров. Такие характеристики сооружения затем были переданы заказчикам для внесения в текст проектного задания на разработку архитектурного проекта
На территории Туркестанского духовного центра по проекту детальной планировки предусматривался для строительства еще один объект общественного назначения -светомузыкальный фонтан. Может возникнуть вопрос: правомерно ли строить возле духовной святыни чуждый ей по функции и форме объект , диссонирующей с окружающей средой, искажающей историческую действительность и отвлекающую паломников от познания духовного мира. Действительно, суфизм -аскетическое по своей идейной сути религиозное течение. Его проповедник, Ходжа Ахмет Ясауи был настоящим аскетом. В отличие от многих современных духовных проповедников, провозглашающих себя идейными наставниками общества, его слова не расходились с делом.По достижении 63 лет он добровольно заточил себя в подземном «гаре» (склепе), под хильветом, отказавшись от всех радостей мирской жизни. Вытекает ли из этого вывод, что нам нужно отказаться от благоустройства территории, прилегающей к мавзолею, создав для паломников суровую аскетичную среду, не отвлекающую их от познания духовной жизни? Вероятно, восстановление исторической части города производится не только для познания духовной жизни паломниками-стойкими последователями суфизма, но и для рядовых жителей и гостей Туркестана, обыкновенных людей, ценящих комфорт и красоту. К тому же, в Саудовской Аравии, стране, которая является мировым центром Ислама, с большой заботой относятся к религиозным паломникам, создают для них комфортные условия пребывания. Так, например, недавно в Мекке вокруг Кааба соорудили грандиозные зонты не только защищающие паломников от солнца, но и льющие на них сверху освежающие струи воды. Светомузыкальные фонтаны, оригинального дизайна удобные скамеечки вокруг них, характерные для сренеазиатского климата деревья и кустарники, посаженные красивыми рядами и сложными куртинами, все это задумано, чтобы создать комфортную среду для людей, обозревающих мавзолей, а также туристов и паломников, вышедших после просмотра фильмов из амфитеатра.
. Междисциплинарной группой международных экспертов координируемых Международным институтом Центральноазиатских исследований (ПСАS) была сделана оценка влияния предполагаемых к строительству зданий и сооружений на «выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) объекта Всемирного наследия» По всем планируемым к строительству зданиям и сооружениям были даны однозначные оценки, констатирующие отсутствие каких-либо признаков негативного воздействия их на объект Всемирного наследия.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В 21 ВЕКЕ.
Чтобы Туркестан стал не только городом, воссоздающем в ретроспективном виде культурные ценности тюркских народов, но и локомотивом их совместного движения в будущее, в проекте генерального плана предлагается создание центров и объектов, содействующих развитию и прогрессу тюркской культуры и духовности.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА.
В 21 веке, веке глобальной конкуренции, успешными и конкурентоспособными будут только те народы и страны, которые будут располагать мощным научным потенциалом, иметь более образованных и грамотных людей.
Исходя из этого, в генеральном плане предлагается превратить Казахстанско-турецкий университет в ядро будущего объединенного научно-образовательного центра всех тюркских народов. Основное внимание и приоритетное развитие необходимо уделить развитию материально-технической базы и укреплению профессорско-преподавательского состава университета. В проекте предлагается расширение и развитие территории университета под будущие научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро и производства.
Следующим приоритетом в генеральном плане признано создание центров культуры и искусства тюркских этносов. Для этого в планировочной структуре города предлагается отвести отдельный район , где тюркским этносам будет представлена возможность строить свои национальные центры культуры. Это будет целый городок, состоящий из оригинальной архитектуры зданий культурных центров. В специальных залах этих зданий тюркские этносы будут экспонировать произведения своих мастеров изобразительного искусства и народных ремесел, знакомить посетителей с убранством своих жилищ, традициями и бытовым укладом жизни. В уютных кумысных, чайханах и ресторанах посетители могут отведать национальные блюда, насладиться самобытной музыкой и песнями тюркских этносов. По существу на территории одного района города будет представлено все многообразие культуры и искусства народов тюркского мира, проживающих на обширных просторах Евразийского континента от Венгрии на Западе и до Саха Якутия на Востоке. По идее эти культурные центры должны стать не только местом, где будет происходить процесс узнавания и взаимопознания представителями тюркских этносов культуры друг друга, но и коммерчески выгодным для города и бизнеса, поскольку станет местом привлекательным для массового посещения туристами из разных стран и регионов.
Развитию контактов, расширению сфер общения между населениями стран тюркского мира, установлению между ними тесных деловых и культурных связей может в значительной мере способствовать и спорт. В генеральном плане предлагается создание в Туркестане, в новом районе ее застройки, Центра тюркских национальных видов спорта. Ядром этого центра будет ипподром. Исторически у тюрков большой популярностью пользуются конные виды спорта. Это и неудивительно — ведь в прошлом тюрки были кочевым народом. В конных состязаниях тюрки оттачивали мастерство верховой езды, вырабатывали навыки ведения боевых сражений на конях, получали физическую закалку, набирались силы и мужества. Благодаря регулярным конным занятиям и соревнованиям тюрки становились прекрасными наездниками и бесстрашными воинами. После распада СССР на месте бывшего Советского Союза образовались новые государства, в том числе и с тюркоязычным населением. В 2012 году на саммите Тюркского совета Кыргызстаном была подана и получила поддержку тюркоязычных стран идея проведения Всемирных игр кочевников. Игры стали проводиться регулярно и превратились в уникальную спортивную платформу межкультурного диалога , сближающего общества. Игры стали эффективным инструментом пропаганды культуры и традиции тюркоязычных народов во всем мире.Со строительством Центра тюркских национальных видов спорта, Туркестан, став в том числе и местом проведения Всемирных игр кочевников, превратится в один из наиболее значимых спортивных центров мирового уровня.
заключение
Прошлое города Туркестана сакрально для казахского народа, как города, где находилась древняя столица казахского ханства. В будущем ему отведена историческая миссия стать культурным и духовным центром всего тюркского мира. Возможно ли и выполнимо ли это? В данной статье излагаются идейные основы проектных предложений по практической реализации этой идеи. Время покажет насколько были правы авторы проекта и насколько руководители и народ Казахстана были упорны и умелы в достижении поставленной цели.
Аманжол Чиканаев:
Руководитель группы научных исследований и правовых обоснований проектных решений НИПИ Астанагенплан, кандидат архитектуры, профессор Международной Академии Архитектуры, Почетный архитектор РК, Член Архитектурного совета при 1-ом президенте РК.